Раздел: Инвестиционный потенциал регионов (1996—2020 гг.)

Инвестиционный потенциал российских регионов в 2004 г. — Методика

Методика

Исходные положения

Для определения инвестиционной привлекательности российских регионов используются две характеристики: инвестиционный риск и инвестиционный потенциал.

Величина инвестиционного риска показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Интегральный риск складывается из семи видов риска. Ранг региона по каждому виду риска определялся исходя из значения индекса инвестиционного риска - относительного отклонения от среднероссийского уровня, принимаемого за единицу.

Инвестиционный потенциал учитывает основные макроэкономические характеристики, такие как насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и другие показатели. Совокупный инвестиционный потенциал региона складывается из восьми частных потенциалов, каждый из которых, в свою очередь, характеризуется целой группой показателей. Ранг каждого региона по каждому виду потенциала зависит от количественной оценки величины его потенциала как доли (в процентах) в суммарном потенциале всех 89 регионов России.

Общий показатель потенциала или риска рассчитывался как взвешенная сумма частных видов потенциала или риска. Показатели суммировались каждый со своим весовым коэффициентом. Итоговый ранг региона рассчитывался по величине взвешенной суммы частных показателей. В результате каждый регион помимо ранга характеризуется количественной оценкой, показывающей, насколько велик его потенциал как объекта инвестиций и насколько велик риск инвестирования.

Результаты исследования представлены в форме таблиц, графиков и карты, показывающих распределение, динамику, группировку регионов и их географию по показателям рейтинга потенциала и риска и их составляющим, а также в форме сопроводительного текста. Собственно рейтингом является распределение регионов по значениям совокупного потенциала и интегрального риска на 12 групп (таблица 2, графики 6 и 7 и карта).

В ходе оценки составляющих инвестиционного риска и потенциала было использовано более 100 исходных количественных и качественных характеристик. Основными информационными источниками являются данные Федеральной службы госстатистики РФ, Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Центробанка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам, Министерства природных ресурсов РФ, Министерства внутренних дел РФ, правовой базы данных "Консультант Плюс-Регионы", базы данных рейтингового агентства "Эксперт РА". Информация по распространению сотовой связи и уровню проникновения Интернета в регионах была предоставлена компанией iKS-Consulting. Результаты федеральных и региональных выборов были взяты с интернет-сайта Центризбиркома РФ и избирательных комиссий субъектов федерации. Кроме того, при составлении рейтинга была использована информация по законодательству, стратегиям и программам развития, представленная на сайтах регионов в Интернете, а также присланная - по собственной инициативе - администрациями отдельных субъектов федерации.

Оценка весов вклада каждой составляющей в совокупный потенциал или интегральный риск была получена в результате анкетирования, проведенного среди экспертов из российских и зарубежных инвестиционных, консалтинговых компаний и предприятий по специально разработанной анкете. В этом году в составе экспертов были достаточно широко представлены руководители и специалисты немецких фирм и компаний, работающих в России - членов Делегации немецкой экономики в России. В качестве экспертов привлекались также руководители инвестиционных департаментов отдельных субъектов федерации.

Результаты сопоставления экспертных весов вкладов отдельных видов риска и потенциала за две даты представлены на графике 5. Эксперты по-прежнему наиболее высоко оценивают значимость законодательного и политического риска, а также трудового потенциала в формировании благоприятного инвестиционного климата.

Необходимые изменения

Существенная особенность нынешнего, девятого, рейтинга состоит в том, что пересмотрена система нумерации регионов в таблицах и на графиках. Во всех предыдущих публикациях нумерация регионов соответствовала порядку регионов по их положению в системе экономических районов бывшего СССР. В настоящее время эта система потеряла актуальность и в статистике заменена на нумерацию по федеральным округам, которая применена нами при составлении данного рейтинга.

Прошедший год характеризовался важными событиями в политической, экономической и социальной жизни как всей страны, так и отдельных ее регионов, вследствие чего заметно изменилось положение отдельных регионов в рейтинге инвестиционной привлекательности.

За 2003-2004 годы почти полностью изменился "политический ландшафт" России: прошли выборы - думские, президентские, выборы высших должностных лиц более чем в 30 субъектах федерации и выборы представительных органов власти по партийным спискам в 17 регионах. Кроме того, оценка политического риска была дополнена с учетом таких фактов политической жизни, как: уровень межэтнической напряженности в регионе, судебные иски к главам регионов, отставки и "перетряски" региональных правительств и т. п. От этих изменений больше всего выиграли Московская, Пермская, Кемеровская и Томская области, поднявшиеся в рейтинге политического риска более чем на 40 позиций за год. Больше других проиграли: Алтайский край, Кабардино-Балкарская республика и Ярославская область.

Активизация как федерального, так и регионального законотворчества, появление новых нормативных положений и документов привели к перераспределению регионов и по уровню законодательного риска. Средний уровень изменения ранга этого вида риска в рейтинге 2004 года по сравнению с 2003-м составил почти 20 позиций. Например, Республика Хакасия улучшила свой ранг сразу на 69 мест, Ямало-Ненецкий автономный округ - на 59, а Республика Северная Осетия - Алания - на 53 места. Напротив, очень существенно увеличился законодательный риск в республиках Коми, Алтай и Татарстан.

Появление новых факторов риска обусловило более глубокий подход к оценке социального, криминального и экологического рисков. Так, в социальном риске впервые было учтено такое уже достаточно распространенное явление жизни небольших городов и поселков, как аварийность теплосетей, а также уровень бедности населения. При расчете экологического риска кроме интенсивности воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду учитывалась комплексная оценка существующих в регионе природно-климатических условий жизнедеятельности человека, предложенная еще в 70-е годы О. Назаревским.

Наконец, криминальный риск впервые был оценен с наибольшей полнотой, включающей интенсивность террористических актов.

Из частных видов инвестиционного потенциала наибольшие изменения претерпела процедура оценки инфраструктурного потенциала. Предоставленные компанией iKS-Consulting данные позволили более адекватно оценить этот вид потенциала с учетом интенсивности проникновения Интернета и распространенности сотовой связи в регионах.

Наконец, как и в предыдущем рейтинге, для сопоставления объемов отечественных капитальных вложений с прямыми иностранными инвестициями первые были переведены в валютный эквивалент по курсу доллара соответствующих лет.

Полная версия методики