Раздел: ... в т.ч. аудит страховщиков (1998—2024 гг.)
Аудит страховых организаций (2003 год) — Аналитика
Аудиторская паутина
От разговоров о консолидации российские аудиторы перешли к решительным действиям. Для них объединение сейчас не просто шанс потеснить "большую четверку", но и условие выживания
Лариса Кращенко
|
Перспектива скорого перехода российских компаний на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) нарушила годами формировавшуюся расстановку сил на одном из самых консервативных рынков - рынке аудиторских услуг.
До сих пор существовало естественное разделение труда. Российские аудиторы занимались проблемами, связанными с отечественной бухгалтерской отчетностью, а "большая четверка" - PricewaterhouseCoopers, Deloitte Touche, KPMG, Ernst & Young - готовила экспортный вариант заключений для представления международной общественности. После того как национальная специфика будет сведена к минимуму, все кардинально поменяется. Неоспоримое преимущество могут получить российские аудиторы, имеющие международное признание. А единственный способ добиться его - вступить в одну из международных сетей. Вот за это сейчас и развернулась бескомпромиссная борьба.
Формальные итоги
Особый накал конкурентной борьбе придает насыщение рынка. В отличие от Запада у нас пока о стагнации говорить не приходится. По итогам 2002 года объем рынка аудиторско-консалтинговых услуг 150 ведущих российских компаний составил 7,6 млрд рублей без учета деятельности международных компаний, работающих в России (см. график 1). Правда, по сравнению с предыдущим годом темпы роста упали на 25 процентных пунктов.
Основная причина снижения темпов роста - та же, что и в первом полугодии 2002 года: рынок, восстановившись после кризиса, достиг своих потолочных размеров. И в наибольшей степени это касается основного вида деятельности аудиторских компаний - аудита. Его доля по сравнению с 2001 годом уменьшилась на два процентных пункта и составила 46%.
Возможно, впрочем, что есть и еще одна причина. По словам самих аудиторов, многие ради высоких показателей занимались приписками. Поймать за руку не удалось никого, но с этого года мы при составлении рейтинга более строго подходим к проверке предоставленных компаниями данных (компании предоставляют бухотчетность и обязаны пояснить природу своих сверхуспехов и т. д.). Так что надувать показатели стало сложнее.
Полученная картина говорит сама за себя. Если в 2001 году лидеры среди самых динамичных компаний демонстрировали от 317 до 760% прироста выручки за год, то сейчас этот показатель снизился ровно вдвое. Аналогичная ситуация и среди самых эффективных компаний. Зафиксированная в рейтинге эффективность аудиторских компаний за год не то что не увеличилась, а значительно снизилась по сравнению с предыдущим годом. А цены на аудиторско-консалтинговые услуги у российских компаний практически остались на прежнем уровне (приоритет, как правило, отдается не мгновенной прибыли, а наращиванию потенциала). Чего, например, не скажешь о деятельности международных аудиторов. Чтобы как-то компенсировать расходы, связанные с выводом из их бизнеса консалтинговых подразделений, им пришлось повысить расценки на аудит. Поэтому среди участников рейтинга увеличить эффективность удалось лишь компании PricewaterhouseCoopers, где выручка на одного специалиста в 2002 году составила почти 4 млн рублей.
Заметное оживление в первую десятку российских лидеров внесла компания "ФинЭкспертиза". Она сменила свою 28-ю позицию, которую занимала в рейтинге по итогам 2001 года, на 9-е место. По мнению генерального директора "ФинЭкспертизы" Елены Трубниковой, секрет успеха крайне прост: "Это сочетание двух факторов - достаточный уровень компетентности специалистов и правильно определенные тенденции рынка".
Похоже, что сокращение доли основного вида деятельности аудиторов сказалось и на росте сопутствующих аудиту консалтинговых услуг. Так, консалтинг хоть и отвоевал свои очередные проценты в общем объеме услуг, но темпы его роста значительно сократились - с 80 до 45% за год. В связи с этим складывается впечатление, что у клиентов произошла смена приоритетов, и теперь они предпочитают обращаться в специализированные консалтинговые компании. На сегодняшний день это вполне соответствует мировой тенденции.
Если вспомнить события, происходившие в 2002 году в крупнейших международных аудиторско-консалтинговых группах, то все становится на свои места. Всем уже набил оскомину термин "конфликт интересов", обозначавший предоставление аудиторами консалтинговых услуг, но он, похоже, возымел магическое действие. Международные компании начали активно разделять аудиторский и консалтинговый бизнес. Скорее всего, их примеру последуют и крупные российские компании, присоединившиеся к мировым сетям. И этому уже есть подтверждения - так, компания "БДО ЮниконРуф" уже начала отделять свой консалтинговый бизнес.
Магия брэнда
Впрочем, вернемся к конкурентной борьбе. Времена тривиальных ценовых войн прошли. Основные проявления конкуренции последнее время сводятся к многочисленным публичным и келейным диспутам, которые порой носят научно-методический оттенок, а порой похожи на простую перебранку. Не правда ли, несколько странновато для циничных людей бизнеса?
Может, и странно, но лишь на первый взгляд. Дело в том, что самое важное сейчас для аудиторов - нарастить значимость своего имени, добиться признания. А это уже во многом PR-деятельность, со всеми ее особенностями.
Однако по порядку. До сих пор равновесие на аудиторском рынке во многом поддерживалось серьезными различиями между российскими и международными стандартами финансовой отчетности (см. таблицу 2). Конечно, отечественные специалисты, сотрудничавшие с западными коллегами, прошли определенную школу, и уже многие представители крупных аудиторских компаний могут оказывать услуги по составлению финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами и по проверке ее, либо услуги по трансформации отчетности с российских стандартов бухгалтерского учета (РСБУ) в МСФО (см. таблицу 15). Но уметь что-то делать и быть востребованным - совершенно разные вещи. Представьте себе клиента, стремящегося выйти на международные фондовые рынки с финансовой отчетностью, заверенной никому в мире не знакомой аудиторской фирмой. Как говорится, комментарии излишни.
На мировом рынке аудиторских услуг в настоящее время действует два вида аудиторско-консалтинговых организаций (см. таблицу 7). К первому из них относятся компании "большой четверки". В каждую из сетей, созданных ими, входят до полутора сотен фирм-членов, расположенных в разных странах мира. Все эти фирмы - отдельные юридические лица, но подчиняются головным офисам и управляющим органам, координирующим их деятельность. Помимо централизованного управления их объединяет и единая торговая марка.
Второй тип международных аудиторских организаций - ассоциативный. Это своего рода аналог профессиональных объединений. С одной стороны, здесь нет централизованного управления, компании сохраняют практически полную независимость. С другой - есть общие стандарты, общая нормативная база и взаимный контроль. По-видимому, такая организация более гибкая, что и позволило ассоциациям лучше справиться с последствиями мирового экономического спада. Так, если "большая четверка" стагнирует, то большинство ассоциативных объединений демонстрирует динамичный рост.
Вступление в ассоциативные объединения - как раз тот шанс, который могут получить наши аудиторы. Тогда после введения норм МСФО они будут делать фактически ту же работу, что и международные аудиторы. Признаваемую за рубежом, но по более низкой цене. По словам заместителя генерального директора "БДО ЮниконРуф" Александра Веренкова, "наши услуги выгодно отличаются по стоимости, и обслуживание у отечественного аудитора обойдется клиенту на двадцать пять-тридцать процентов дешевле за счет отсутствия 'маржи', которая есть в цене услуг глобальных аудиторских компаний".
Можно возразить, что большинство отечественных компаний из первой двадцатки уже давно вступили в те или иные международные объединения(см. таблицу 15). Это так, но правом подписи международного аудитора обладают единицы. Причина - различие в статусе членства. Оно может быть ассоциированным или полноправным. От статуса зависит и строгость требований, и полномочия. Только полноправное членство в международной аудиторско-консалтинговой организации и лицензионное право использовать ее торговую марку при оказании услуг дает аудиторской компании реальные преимущества. Именно за полноправное членство и развернулась сейчас борьба. Первопроходцы
Едва ли будет ошибкой сказать, что присвоение нашим крупнейшим компаниям "БДО ЮниконРуф" и "РСМ-Топ-Аудит" статуса полноправных членов международных аудиторско-консалтинговых организаций стало одним из главных событий 2002 года.
Прежде чем стать членами международной аудиторской сети, компании должны были пройти длительные проверки на соответствие всем требованиям, предъявляемым головной организацией. Первое - соблюдение в деятельности международных и внутрифирменных стандартов, а также внедрение системы контроля качества. По словам исполнительного директора компании "РСМ-Топ-Аудит" Юлии Усовой, "потребовалось около пяти лет, чтобы выполнить все процедуры, которых требовал от нас головной офис RSM; на протяжении всего этого периода специалисты нашей фирмы участвовали во всех семинарах сети и повышали свой профессиональный уровень".
В дальнейшем поддерживать высокий уровень обслуживания компании будет помогать вся мировая сеть. Управляющий партнер PricewaterhouseCoopers Ричард Баски утверждает: "Обращаясь к нам в любой части света, клиент получает услуги одинаково высокого качества. Можно выделить несколько элементов системы обеспечения качества услуг во всех подразделениях фирмы. Прежде всего это единые требования к персоналу компании. Вне зависимости от того, в какой стране или в каком офисе работает менеджер, фирма предъявляет одинаковые требования к качеству его работы. Во-вторых, постоянное осуществление программ повышения квалификации персонала. В-третьих, это богатейшие внутрифирменные методические материалы, доступные каждому сотруднику компании, и хорошо налаженная система своевременного распространения внутри компании информации об изменениях в профессиональных стандартах и новых методиках оказания услуг. И наконец, это специальные методические центры, функционирующие в различных частях света, помогающие персоналу в решении сложных вопросов, а также систематические проверки качества услуг и исполнения внутрифирменных стандартов, проводимые как внутри страны, так и специально создаваемыми международными группами".
Национальные сети
А теперь о самом остром. Число международных аудиторских сетей конечно. Наибольшим авторитетом пользуется десяток-другой крупнейших, и именно в них-то и стремятся попасть российские аудиторы. А сами сети в каждой стране стремятся иметь дело с одним партнером. И российской компании для того, чтобы стать партнером, недостаточно лишь зафиксировать высокий уровень своих услуг. Нужен и соответствующий "вес".
Каждый решает проблему по-своему. "Юникон/МС" начал объединяться с "БДО Руфаудитом", уже вошедшим в одну из крупнейших международных сетей. "Универс-Аудит", ПАКК и "Внешаудит" начали процедуру слияния и во многом благодаря своему союзу получили партнера - сеть HLB International.
А "РСМ-Топ-Аудит", уже ставшая членом сети, для упрочения своих позиций приступила к формированию национальной сети на территории России и стран СНГ. По сути это - аналог мировой сети, только меньшего масштаба. Членство в этой сети может быть и ассоциированным, и аффилированным. Согласно подписанному лицензионному соглашению с RSM, российский аудитор отныне имеет право разрешать своим полноправным членам использовать приставку (акроним) RSM в названии фирмы и торговом знаке. Всем другим российским компаниям, изъявившим желание вступить в международную организацию RSM International, прежде всего придется стать членами национальной сети. И недостатка в желающих, похоже, компания не испытывает. По словам Юлии Усовой, "уже около десяти фирм из всех регионов страны изъявили желание стать ее членами".
Учитывая мировой опыт, можно уверенно прогнозировать, что в ближайшие годы в России будет стремительно идти концентрация аудиторского бизнеса путем создания национальных сетей. Убедительное подтверждение этому тезису - около сорока компаний-участниц прошлогоднего рейтинга в нынешнем вошли в состав более крупных АКГ, по сути и являющихся такими сетями.
Впрочем, не все, может статься, последуют сетевой модели бизнеса. Так, компания "Росэкспертиза" который год подряд числится в лидерах аудита на российском рынке, и для нее, по мнению генерального директора Александра Козлова, самым важным в ее деятельности "является приобретенный компанией опыт работы по международным проектам, выполненными ей совместно с фирмами 'большой четверки'".
Некую промежуточную стратегию реализует группа "Гориславцев и Ко". По словам генерального директора Константина Гориславцева, главное в политике компании - "создание региональной филиальной сети на территории РФ. Поскольку план развития нашей компании имеет национальную направленность и мы позиционируемся как российская компания, наши интересы и интересы зарубежных аудиторов не всегда совпадают. Сегодня же наши усилия направлены на создание аналога сетевой международной аудиторской компании, но только на территории нашей страны". Кроме этого, считает руководитель компании, "нам не следует забывать, что России предстоит вступление в ВТО. Отечественные компании различных отраслей хозяйства, особенно те, кто служит интересам российского капитала и планирует выход на международный рынок для продвижения своей продукции и услуг, будут нуждаться в услугах отечественных компаний-консультантов для сопровождения своего бизнеса за рубежом. Уверен, что на этом этапе развития нашей компании мы будем полезны нашим клиентам".
Значительное число российских компаний, не вписавшихся в процесс интеграции в мировые сети, еле сводит концы с концами. Девятнадцать аудиторских фирм-участников рейтинга по итогам года зафиксировали отрицательные темпы роста. Такое случилось впервые за все пять лет публикации списков крупнейших.
Немного об ответственности
Наши национальные сети лишь начинают формироваться, и пока они лишь жалкое подобие сетей международных. Ведь зачастую происходит так. Объявляется тендер на аудит, и небольшая аудиторская компания, понимая свои невысокие шансы на победу, договаривается о сотрудничестве с одной из крупнейших столичных компаний. Размахивая общим флагом, она добивается заказа. И затем, поделившись с "большим братом", забывает о нем до следующего тендера.
Клиент, клюнувший на масштаб бизнеса "группы" (иногда в нее входит несколько десятков аффилированных структур, всего же по Топ-150 их около 460), изначально рассчитывал на то, что если что-нибудь случится с его бизнесом, то выбранная им группа будет полностью нести за это ответственность, то есть отвечать за результат своей репутацией. И вряд ли ему в голову могло прийти, что вхождение в группу и выход из нее регулируется стихийно из года в год и что не исключена возможность того, что АКГ с легкостью расстанется с любой проштрафившейся компанией и безболезненно заменит ее на новую.
Надежность группы можно повысить несколькими путями. Первый - имя, брэнд. Если все компании группы (или сети) работают под единым брэндом, то они так или иначе почувствуют на своем бизнесе результаты ошибок любого члена. Именно поэтому мы в рейтинге делаем упор на единый знак обслуживания и в дальнейшем этому фактору будет уделяться особое внимание.
Второй путь - страхование рисков (см. таблицу 15), и оно все чаще становится обязательным условием получения заказа на аудиторско-консалтинговые услуги.