Раздел: Страхование строительно-монтажных рисков (страхование ответственности, кроме страхования ответственности в рамках СРО)
Компании - лидеры в страховании строительно-монтажных рисков, 2001 г. (тыс. руб.) — Аналитика
Российский страховой рынок, 2001
100 ведущих российских страховых компаний по добровольным видам страхования в 2001 г.
Дождались
Евгений Решетин
|
В развитых странах существует три типа страховых компаний. Первый тип - классические страховщики. Это крупные, финансово мощные корпорации, занимающиеся исключительно классическими рисковыми видами страхования и являющиеся крупнейшими игроками на инвестиционных рынках. Подобные компании могут быть как универсальными, так и специализированными (например, накопительное страхование жизни, авиационное страхование или перестрахование). Второй тип - кэптивные страховщики. Это организации, оказывающие своим клиентам не столько страховые, сколько финансовые услуги. Как правило, они регистрируются в офшорных зонах и не гнушаются тем, что у нас в России именуется налоговым планированием. Третий тип - страховщики-брокеры. Эти компании не имеют значительных собственных финансовых средств и занимаются двумя вещами: разрабатывают своим клиентам оптимальные страховые программы и размещают риски у ведущих страховщиков первого типа.
В России до недавнего времени ничего похожего не было. Компании, называющие себя универсальными, в качестве своего основного продукта предлагали клиентам зарплатные схемы - классические же страховые полисы прикладывались к ним "в нагрузку". Небольшие страховщики, уставный капитал которых значительно меньше миллиона долларов, принимали на себя промышленные риски, причем в перестрахование передавали лишь очень небольшую их долю. Заключение страхового договора начиналось не с тендера по определению наиболее надежного и предлагающего самые выгодные условия страховщика, а с административного решения, принимаемого либо по указанию сверху, либо после получения определенной суммы в качестве "отката". Реальное социально значимое обязательное страхование подменялось принудительным взиманием неофициальных налогов и выдачей ничего не значащих полисов. Приводить примеры вряд ли нужно - это общая практика.
Хотя эта практика жива и по сей день, изменилась сама атмосфера страхового бизнеса. Ориентация на цивилизованные стандарты становится все более явной. События федерального, регионального и корпоративного уровня, происшедшие на страховом рынке в 2001 году и в начале 2002 года, свидетельствуют о том, что страхование выросло не только количественно, но и качественно. Собственники страховых компаний почувствовали вкус капитализации.
Закон притяжения капитала
Государство наконец-то отказалось от своего участия в деятельности крупных страховщиков. Громоздкий и сложно управляемый "Росгосстрах" фактически был передан в управление менеджерам компании "Тройка Диалог". Также было объявлено о планах выхода государства из числа владельцев "Ингосстраха" - теперь на страховом рынке оно присутствует лишь косвенно, причем именно там, где без его участия обойтись невозможно. Через "Госинкор" - в "Гута-Страховании", а через ФГУП "Рособоронэкспорт" - в Русском страховом центре.
В то же время крупный капитал явно заинтересовался страховым рынком. По словам руководителей страховых компаний, от потенциальных стратегических инвесторов, как российских, так и зарубежных, поступает немало предложений. В течение последнего времени произошло уже несколько сделок, в корне изменивших лицо и суть страхового рынка.
Так, ведущий немецкий страховщик Allianz AG вошел в число акционеров компании РОСНО. Иностранные партнеры настроены серьезно. Об этом говорит хотя бы тот факт, что ими была создана специальная проектная группа, занятая разработкой стратегии компании. Своей задачей новые акционеры считают прежде всего увеличение эффективности конкретных страховых продуктов. Активизирует свою деятельность на российском рынке и конкурент немецкого холдинга - американская группа AIG. Ее "дочка" уже стала лидером российского рынка накопительного страхования жизни. При этом ходят слухи об интересе группы к покупке известных российских страховых компаний.
Впрочем, пока правила игры на рынке диктуют не иностранцы. На страховой рынок пришел российский промышленно-финансовый капитал. Похоже, всерьез и надолго. А результаты уже есть: реальное управление в страховых компаниях во многих случаях уже перешло от менеджеров-собственников к наемным управленцам. Это первый шаг к капитализации страховых компаний, к капитализации рынка. Несколько примеров. Группа "Альфа" приобрела Восточно-европейское страховое агентство и сформировала на его базе мощную страховую группу "АльфаСтрахование" (ее уставный капитал недавно был увеличен до 1,95 млрд рублей). В компаниях "Ингосстрах" и "Россия" контроль отошел к консорциуму, в составе которого "Сибнефть", "Сибирский алюминий" и "НАФТА-Москва". Промышленно-страховую компанию приобрел ИБГ "НИКойл". Крупный пакет акций "РЕСО-Гарантия" был куплен "МДМ-банком".
Еще одна важная тенденция - консолидация страхового капитала в рамках уже существующих финансово-промышленных холдингов. На базе компании "Интеррос-Согласие" создана группа "Согласие", в число участников которой вошли такие известные региональные компании, как "Капитал-Полис", "Сервисрезерв-Ковров", "АСКО-Липецк" и еще семь страховщиков. Активно развивается и страховая группа "ЛУКойл": приобретена специализирующаяся на розничных продажах Русская страховая компания, идут переговоры с компанией "Центр-Брокер", кэптивный перестраховщик "Индустрия Ре" выходит на "открытый" перестраховочный рынок. За пределы Башкирии стремится крупнейшая региональная страховая группа "Аккорд".
Комментирует гендиректор группы "Ренессанс Страхование" Илья Михайленко:
- Капитализация и концентрация капитала на страховом рынке привели к увеличению влияния финансового сектора на всю экономику страны. В страховые компании приходят новые акционеры - "люди с калькуляторами", умеющие считать деньги. С их приходом, я думаю, закончится ценовой демпинг, тарифы станут реальными, рентабельность рынка повысится и можно будет существовать в нормальных конкурентных условиях.
Во многих страховых компаниях 2001 год ознаменовался изменением стратегии развития. В некоторых случаях это было связано со сменой собственников, в других - с пересмотром внутрикорпоративных принципов. Эти перемены не могли не сопровождаться и другими событиями, формирующими инфраструктуру будущего капитализированного рынка.
Рейтинги и обязаловка поспели вовремя
Российский страховой рынок развивается - и, похоже, в правильном направлении. Именно об этом свидетельствует появление первых рейтингов надежности страховых компаний. Агентство "Эксперт РА" уже присвоило рейтинги десяти страховым компаниям. Анализ их деятельности показал, что в России уже есть страховщики, отвечающие самым высоким стандартам платежеспособности и финансовой устойчивости. Важно и другое - российские страховщики начинают работать в режиме информационной открытости. В этих условиях важнейшими факторами становятся очищение бизнеса от разного рода схем и разработка новых стратегий развития, ориентированных на клиентов.
Все компании, представленные в таблице 1, имеют в своем портфеле долю классического страхования (вернее, у одних компаний весь портфель классический, а у других на рисковое страхование приходится лишь 1% взносов). В прошлом году об отказе от краткосрочного страхования жизни заявила группа "АльфаСтрахование". Прекратили операции в этом виде страхования компании "АСК-Петербург", "Гута-Страхование", "Россия", "Спасские ворота". За традиционную чистоту своего бизнеса ратуют ВСК, "Жива", "Ингосстрах", Русский страховой центр, "Энергогарант". Отказ страховщиков от псевдострахования, по мнению гендиректора ВСК Сергея Цикалюка, является не только признаком оздоровления рынка. Это значит, что "у 'грешивших' налогосберегающими схемами страховщиков до сих пор не было долгосрочной стратегии своего развития - она только начинает разрабатываться".
Преобладает все же нерисковое страхование. А это свидетельствует о том, что не все компании выбирают стратегию развития классического страхования: как и за рубежом, многие компании полностью уходят в сферу оказания различного рода нерисковых финансово-страховых услуг. Критиковать такие компании не стоит - бизнес у них такой. Главное, чтобы все было по закону. Как раз в этом решающую роль должно сыграть государство: решительная экономическая борьба со "схемами" не может подменяться единичными полицейскими операциями.
Последние события показывают, что органы власти начинают понимать значимость страхового рынка. Так, буквально на днях Госдума приняла Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев наземного транспорта.
Ежегодный взнос по обязательному страхованию автогражданской ответственности (АГО) - вовсе не очередной непонятный налог на автовладельцев. В цивилизованном обществе каждый должен отвечать за свои действия, поэтому и обязательное страхование нужно не страховщикам, а обществу в целом. Кстати, опыт стран Восточной Европы и СНГ, уже принявших законы об обязательном страховании АГО, показывает, что страховщикам придется нелегко: установление социальных, заниженных тарифов обычно приводит к банкротству мелких компаний, не способных добиться рентабельности этого вида страхования за счет массовости. Крупные же компании получат не только несколько сотен миллионов долларов дополнительных взносов, но и приток клиентов (физических лиц) в других видах страхования.
О росте тарифов
Экономически обоснованные цены - один из важнейших признаков цивилизованного страхового рынка. Стремление выработать стратегию и тарифы, назначаемые отделом маркетинга, несовместимы. В 2001 году это стало ясно страховщикам.
Наиболее существенно повышение цен коснулось рынка автострахования. Дело в том, что ведущие страховщики подвели итоги деятельности по этому виду, подсчитали и "прослезились": убыточным оказалось не только страхование физических лиц (например, в ДМС), но и страхование корпоративных клиентов. Были срочно приглашены актуарии, которые разработали новые структуры тарифов, существенно отличающиеся от прежних. Благо, за последнее десятилетие у лидеров рынка накопилось достаточно статистики, а значит, появилась возможность рассчитать адекватные тарифы не только в целом по портфелю, но и для отдельных групп страхователей. В итоге, при общем росте цен для водителей-профессионалов и качественных автомобилей удалось сохранить и даже снизить существовавшие ранее цены. На глобальную тарифную реформу первым решился лидер рынка - "Ингосстрах", а затем и другие крупнейшие операторы.
Рост тарифов связан и с глобальными убытками на международном страховом рынке, частью которого, без всякого сомнения, является и российский. Рост ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф, а также сентябрьские теракты в США привели к повышению цен на страхование практически всех типов имущественных рисков. Поскольку Россия является лишь импортером страховых услуг, прямые убытки российских страховщиков от событий, происходящих за рубежом, минимальны. Фактически выплаты зарубежным партнерам осуществляет лишь традиционно работающий и по зарубежным рискам "Ингосстрах", который в качестве одного из перестраховщиков участвует в возмещении убытков по нью-йоркскому WTC. Совсем недавно эта компания заплатила около 9 млн долларов по ущербу, нанесенному наводнением строительству оросительной системы в Перу.
Подобных катастрофических убытков в России не было, поэтому причину роста тарифов надо искать не в действиях наших страховых компаний, а в росте тарифов по перестрахованию за рубежом. Мы попросили ведущие российские страховые компании оценить рост тарифов по заключаемым ими договорам перестрахования с иностранными компаниями. Итак, перестраховочные тарифы в 2001 году повысились практически на 200% в авиастраховании (данные АФЕС), более чем на 50% в страховании строительно-монтажных рисков ("Гефест"), на 100-200% в страховании рисков, связанных с нефтепереработкой, на 30% в страховании грузов ("РЕСО-Гарантия"), на 60-80% в страховании ответственности ("Мегарусс"), на 30% в страховании автотранспорта ("ЮжУрал-АСКО").
Ужесточаются и условия перестрахования: например, уточняется ряд стандартных исключений из покрытия (терроризм, убытки вследствие воздействия компьютерных вирусов и др.), вводятся или увеличиваются минимальные премии по договору перестрахования, более жесткими становятся требования к сбалансированности договоров. Так, увеличение минимальных премий, которые надо заплатить за облигаторную защиту, автоматически покрывающую все риски определенного типа, практически отсекло от перестрахования за рубежом не только мелкие, но и средние российские страховые компании. Правда, влияние всех этих событий сглаживается за счет увеличения возможностей размещения части рисков на российском рынке: по мнению председателя правления Русского страхового центра Дмитрия Извекова, на российском рынке вполне надежно можно размещать риски с лимитами ответственности до 5 млн долларов. Кроме того, о создании перестраховочного пула объявили страховщики топливно-энергетического комплекса, а шесть ведущих российских страховых компании учредили специализированный Российский антитеррористический пул, емкость которого составляет 11 млн долларов.
О менее интересном: итоги года
Теперь о том, чем раньше мы обычно начинали подведение итогов года.
Суммарные взносы страховщиков в 2001 году увеличились на 60,9% и составили 276,6 млрд рублей. Выплатили же страховщики 171,8 млрд рублей. Структура рынка практически не изменилась: по-прежнему более половины взносов приходится на страхование жизни. Отношение величины совокупных страховых взносов к российскому ВВП составило 3%, что пока еще несравнимо с показателями экономически развитых стран (8-12%), но является рекордным для российского рынка (см. графики 1-2).
Страховой рынок сильно концентрирован. Десятка лидеров рынка собирает 58% всех взносов по добровольным видам страхования, а доля проанализированных нами 130 страховых компаний превышает 85%! В таблицах 1-10 представлены показатели страховых компаний, лидирующих как на рынке в целом, так и на отдельных его сегментах.