Раздел: Страхование строительно-монтажных рисков (страхование ответственности, кроме страхования ответственности в рамках СРО)
Страхование строительно-монтажных рисков — Аналитика
Российский страховой рынок, 2002
Страхование тоже бизнес
Страховой бизнес перестает быть кустарным: в прошедшем году страховщики стали показывать свою реальную прибыль, а рынок в целом быстро капитализируется - как за счет собственных средств страховщиков, так и за счет вложений инвесторов
Евгений Решетин
|
Движущаяся сила любого бизнеса - прибыль. А прибыль - это не только растущие доходы, это еще и минимизация расходов. С доходом еще пару лет назад проблем не было: нерисковые виды страхования не приносили никакой головной боли. Будь то "зарплатное" страхование жизни, возвратное медицинское страхование или организация финансовых "схем" для предприятий при помощи имущественного страхования - во всех этих случаях страховая компания спокойно жила на четко определенные комиссионные. Более того, благодаря этим комиссионным она могла не волноваться по поводу устойчивости своего небольшого рискового портфеля. Совсем другое дело, когда этот самый небольшой реальный рисковый страховой портфель вдруг начинает резко расти. И здесь появляется проблема расходов.
Вдруг стало выясняться, что автострахование приносит убытки, расходы на продажи, содержание штата и урегулирование страховых случаев крайне высоки, филиалы занимаются самоуправством, медучреждения попросту обворывают страховщика на "приписках" невыполненных услуг, а корпоративные постоянные клиенты не только стабильно приносят деньги в качестве страховых взносов, но и время от времени желают получить возмещение произошедших у них убытков, которое может исчисляться миллионами рублей или даже долларов. Новые условия бизнеса потребовали апробации новых, более технологичных, подходов в автостраховании, инвестиционной деятельности, перестраховании и маркетинге.
Это - главная тенденция прошедшего года. А скорость внутренней перестройки компаниями своей структуры управления определит, кто из страховщиков останется через несколько лет на лидирующих позициях.
О серых схемах
Развитие страхового рынка в течение последнего года точно соответствует теоретическим прогнозам. Страховые компании показали значительный рост на рынке реального страхования: наиболее динамично развивались автострахование, страхование имущества организаций, страхование грузов и авиационное страхование.
Несколько ниже были темпы развития медицинского страхования. В этом виде затормозил развитие страхования крупных клиентов Налоговый кодекс, который повлиял и на снижение нерисковых псевдостраховых медицинских программ. Реальное развитие добровольного медицинского страхования можно ожидать уже через несколько лет.
На рынке страхования жизни в 2002 году была и вовсе отрицательная динамика. Снижение взносов по соответствующим программам продолжается и в текущем году. Несмотря на то, что лазейки для "схем" все равно остались, данный вид бизнеса постепенно сходит "на нет". Практически все лидеры рынка заявили о прекращении операций в краткосрочном страховании жизни. Одни компании уже в 2002 году показали по этому виду "ноль", а другие - резко снизили обороты. И это вполне логично: как правило, отношения между страховщиком и клиентом строятся на долгосрочной базе, и поэтому полный отказ от нерискового страхования жизни может занимать несколько лет. Постепенное сокращение объемов по этому виду вызывает значительный уровень выплат у компаний, "завязывающих" с этим бизнесом. Конечно, снижение операций по страхованию жизни в нынешнем контексте надо воспринимать позитивно. Вот только сами страховщики, отказывающиеся от него, сталкиваются с серьезными проблемами. Дело в том, что "зарплатные схемы", несмотря на свой краткосрочный характер, формально требуют от страховщиков отражения в официальной отчетности значительных (естественно, ничем не подкрепленных) резервов. Следовательно, выход из страхования жизни влечет опять же формальное обнуление этих резервов, а значит появление в отчетности "прибыли", реально не существующей, и необходимость выплаты значительных налогов. Ясно, что универсальные компании с подобной ситуацией легко справятся: рост рискового страхования с одной стороны дает средства для выплаты налога, а с другой, всегда позволяет варьировать финансовые потоки так, чтобы эту налоговую нагрузку распределить на несколько лет. Те же компании, для которых страхование жизни является превалирующим видом, столкнутся с серьезными проблемами. Чтобы не разориться у них есть два выхода: всеми силами поддерживать объемы взносов по страхованию жизни либо привлекать средства акционеров. Таким образом, наличие серьезных владельцев оказывается решающим фактором выживания для компаний, сделавших слишком большой упор на нерисковое страхование.
О выплатах
В классическом страховании проблем тоже хватает. Только за один год страховщики осуществили как минимум 15 выплат, превышающих миллион долларов. Выплаты растут и в авиационном страховании, где все чаще самолеты страхуются на полную стоимость, и в страховании грузоперевозок, и по строительно-монтажным, и по огневым рискам. Громадную роль страхования в экономике страны показало летнее наводнение на Кубани. Статистика страховщиков говорит сама за себя: только Новороссийский лесной порт получил в качестве возмещения убытков за оборудование и запасы древесины почти 3,5 млн долларов (от "Русского мира" и "Ингосстраха"). Выплаты "Росгосстраха" за пострадавшее имущество населения и предприятий превысили 100 млн рублей. За 1,5 млн долларов перевалили выплаты страховых компаний "Лидер" и СОГАЗ пострадавшим объектам электроэнергетики и газовой отрасли.
Реальные выплаты страховщиков растут. При этом сохранение в целом по рынку невысокого показателя уровня выплат ни о чем не говорит: надо понимать, что, с одной стороны, значительные объемы деятельности в имущественном страховании приходятся на схемы, подразумевающие нерисковое перестрахование и отсутствие выплат, а с другой стороны, портфели большинства страховщиков еще настолько неразвиты, что выплаты по ним происходят редко, но зато сразу "встряхивают" весь бизнес компании. В этой связи следует отметить позитивный момент: если раньше практически все крупные выплаты приходились на "Ингосстрах", то теперь число страховщиков, имеющих опыт успешного урегулирования крупных убытков, растет. Практически все лидеры на практике доказали качество своей работы, заплатив своим клиентам значительные суммы.
Об убыточности больших портфелей
Если в корпоративном страховании главная проблема - недостаточное развитие клиентской базы с точки зрения стабильности показателей убыточности, то в автостраховании основные сложности связаны с высокой убыточностью именно больших портфелей. То, что у большинства компаний уровень выплат не превышает 50%, не должно вводить в заблуждение. Во-первых, до 30% от взносов составляют агентские комиссионные, а во-вторых, практически двукратный рост портфеля у всех основных игроков обеспечивает возможность выплат по старым договорам за счет новых клиентов. И это хорошо видно на примере РОСНО. Замедление темпов роста взносов по автострахованию, связанное с проведением мероприятий по улучшению качества портфеля, высветило общую для всех проблему: уровень выплат у компании вырос до 85%. А если проанализировать реальные заключенные страховщиками договоры и убыточность по ним (без учета роста портфеля), то сразу станет видно, что автострахование у них идет "в ноль" или даже "в минус". Ясно, что введение обязательного страхования АГО может только усугубить проблему. Через два-три года резкий рост клиентской базы по этому виду закончится, а значит у страховщиков могут пойти серьезные убытки, справится с которыми смогут лишь те компании, которые смогут отстроить грамотную систему управления. Это же, наравне с ростом капитализации, поможет страховщикам и в конкурентной борьбе, которая активизируется с ростом ритейловых продаж, увеличением интереса на страхование со стороны корпоративных клиентов и приходом на российский рынок иностранного капитала.
Последний, правда, пока не слишком активен (своих проблем в Европе и Америке хватает), а уже работающие на российском рынке фактически стопроцентные "дочки" иностранных компаний ни в чем своих российских коллег не превосходят. Ориентируясь главным образом на представительства иностранных фирм, выбирающих страховщиков на основе принципа "громких имен", к российскому рынку они относятся весьма специфично. Например, из всех страховщиков, входящих в международные страховые группы, лишь "Русь" (ERGO Group) предоставила нам данные о своей деятельности. "AIG Россия", "Ост-Вест Альянс" и "Цюрих-Русь" являются самыми информационно-закрытыми страховщиками в России. Такое "наплевательское" отношение к рынку было бы понятно, если бы они были наголову выше своих российских коллег. Однако даже по российским меркам они не являются лидерами.
Как меняется структура
Российские компании активно растут - и по объемным показателям и качественно. В 2002 году двадцать компаний показали прибыль, превышающую 1 млн долларов. Для нашего рынка это значительные суммы и в основном они капитализируются, то есть идут на увеличение капитала. На начало 2003 года у тридцати страховщиков собственный капитал превысил 10 млн долларов, причем все большая его часть постепенно становится "реальной". Все чаще в собственных средствах страховых компаний фигурируют не фиктивные векселя, а реальные средства, вкладываемые в ценные бумаги, недвижимость, высокодоходные проекты или в банковские инструменты. В то же время, на рынке начинает "зарождаться" цивилизованная практика выплаты дивидендов владельцам. Так, компанией МАКС принято решение выплатить по итогам 2002 года дивиденды на общую сумму 212,8 млн рублей. Платит дивиденды и "Ингосстрах" - 25 копеек на одну акцию номиналом один рубль.
Другая сторона изменения структуры рынка - появление новых подходов к ведению бизнеса. Все лидеры рынка разработали четкие стратегии развития и предпринимают меры по модернизации систем управления.
Новый этап развития начался в 2002 году у Промышленно-страховой компании. Приобретение группой "НИКойл" 100% акций компании полностью изменило стратегию ее развития. Пока говорить о результатах рано (по всей видимости, ПСК требует самой большой перестройки из всех ведущих российских компаний), однако рост рискового страхования в компании налицо.
Перетряска постигла в 2002 году еще две компании - "Прогресс-Гарант" и "Россию". Владельцы "Прогресс-Гаранта" до сих пор спорят с бывшими топ-менеджерами о правильности их финансовой политики и заново отстраивают систему управления компанией. А сами топ-менеджеры, ушедшие в "Россию" (до этого за год дважды сменившую хозяев), заявляют о новом этапе развития именно этой компании, о ее переориентации на ритейловый бизнес. Впрочем, современная ситуация и в ПСК, и в "Прогресс-Гаранте", и в "России" действительно позволяет говорить о стабилизации этих компаний и окончательном формировании у них команд профессиональных управленцев.
У остальных лидеров рыночного страхования перемены не столь масштабны, однако по своему глубинному смыслу не менее значимы. Изменение качества клиентской базы в автостраховании, привлечение новых корпоративных клиентов, формирование максимально качественной и при этом относительно недорогой перестраховочной защиты за рубежом, снижение издержек на продажи, переход к качественно новым информационным системам, позволяющим работать на федеральном уровне, переход на западные стандарты управления и отчетности - вот основные задачи, которые сейчас решают лидирующие на российском рынке реального страхования "Ингосстрах", "РЕСО-Гарантия", РОСНО, Страховой Дом ВСК. С новой рыночно ориентированной стратегией в 2002 году определились "АльфаСтрахование", "Спасские Ворота", "Энергогарант" и "Гута-Страхование".
Кэптивы и отраслевики не дремлют
Активизируются кэптивные и отраслевые страховщики. Особенно активна страховая группа "Лукойл", постепенно уходящая из-под прямого управления одноименной нефтяной компании и ставшая одним из участников вновь созданного финансового холдинга "Капиталъ".
Следует отметить деятельность и еще двух корпоративных страховщиков. Компания "Согласие", входящая в холдинг "Интеррос", по сути стала идеологом развития обязательного страхования АГО. А газпромовский страховщик СОГАЗ, объединившийся в единую группу с "Газпроммедстрахом", также претендует на звание одного из лидеров российского рынка по объему располагаемых финансовых средств.
Если анализировать отдельные сегменты рынка, то тут можно отметить лидерство "Русского Страхового Центра" в страховании грузоперевозок военного назначения; резкие качественные "скачки" в автостраховании, сделанные компаниями "РЕСО-Гарантия", Страховой Дом ВСК, "НАСТА-Центр", "Гута-Страхование", МАКС и "АВЕСТ-Классик" (естественно, каждой "на своем уровне"); показатели "Гефеста" в классическом страховании строительно-монтажных рисков и участие компании в одном из самых сложных проектов - страховании строительства Лефортовского туннеля в Москве; второе место "Нефтеполиса" в страховании водных судов, достигнутое благодаря победе в тендере на страхование "Сахалин-1"; "рывок" "Транссиб Ре" в объемах перестраховочной деятельности; результаты независящей ни от кого компании "Отечество" на сугубо кэптивном рынке добровольного медицинского страхования (30-е место).
"Особняком" высится система "Росгосстраха", по сути состоящая из "разбежавшихся" в постперестроечные годы региональных "дочек" и долгое время по старой памяти в большинстве регионов ориентировавшаяся на "бедных" клиентов, не нужных другим страховщикам. 2002 год дал надежду, что ситуация может измениться и холдинг возродится как единая, управляемая из центра структура.
Помощь идет извне
В плане разработки стратегий ведения бизнеса и принятия решений по определенным проблемам наибольшую помощь могут оказать либо специалисты иностранных страховых компаний, либо специализированные консалтинговые фирмы. В первом случае оказание консалтинговых услуг происходит либо безвозмездно в рамках европейской программы поддержки российского бизнеса TACIS, либо в рамках развития своих "дочек" (например, компанию РОСНО консультируют специалисты ее акционера - немецкой группы Allianz).
Во втором случае, как правило, страховщики обращаются к признанным лидерам международного рынка консалтинговых услуг. Так, группа "АльфаСтрахование" сотрудничала с Ernst&Young в плане анализа коэффициента производственной деятельности и с PricewaterhouseCoopers по разработке системы мотивации для продающих подразделений компании. Промышленно-страховая компания обращалась за выработкой рекомендаций по стратегическому развитию бизнеса в McKinsey, "Прогресс-Гарант" за финансовыми консультациями - в Ernst&Young и KPMG, а Страховой Дом ВСК за рекомендациями по финансовому менеджменту филиалов - в PricewaterhouseCoopers. Среди российских консалтинговых фирм можно выделить Калининградский институт международного бизнеса (помощь в разработке стратегии группы НАСТА), "Метеор консалтинг" (управление персоналом в "Ингосстрахе").
Наиболее широкое сотрудничество между страховщиками и профессиональными консультантами наблюдается в сфере информационных технологий. Спрос на услуги IT-компаний особенно сильно вырос в последнее время, когда страховщики поняли, что после введения обязательного страхования АГО столкнутся с резким ростом клиентской базы. Лидером в области разработки IT-стратегий для страховщиков в настоящее время является компания IBS, которая в 2002 году завершила два крупных консалтинговых проекта по разработке IT-стратегии и созданию архитектуры корпоративной информационной системы в компаниях "Прогресс-Гарант" и "АльфаСтрахование". К внедрению системы управления финансово-хозяйственной деятельности IBS Insurance приступила Московская страховая компания. В качестве других примеров можно отметить разработку компанией Accenture комплексной IT-стратегии для корпорации "НИКойл" и Промышленно-страховой компании. СОГАЗ планирует начать построение системы стратегического управления предприятием, поддерживаемой технологиями и программными продуктами компании SAP. Интегрированную систему автоматизации фронт-офиса для Страхового Дома ВСК создает компания "Компьютерные системы для бизнеса - CSBI".