Раздел: Крупнейшие аудиторские группы (1996—2024 гг.)
Сто крупнейших аудиторско-консалтинговых групп России (1998 год) — Аналитика
"Эксперт-100. Аудиторы"
Ирина Шувалова, Юрий Петрищев
Вопрос о лидере рынка аудиторских услуг очень деликатный. Задай его профессионалам - и они тут же назовут десяток-другой критериев, крайне важных для аудитора, но совершенно не поддающихся объективной оценке. Поэтому в качестве отправной точки для ранжирования мы выбрали банальное, на первый взгляд, утверждение: с лидерами обязательно работают крупнейшие финансово-промышленные группы России.
Монстры рождают монстров
|
Запросы таких клиентов скромными не назовешь. Им нужен аудитор, предоставляющий максимально полный комплекс услуг. Если в состав ФПГ входят промышленное предприятие, банк, страховая компания и инвестиционные институты, то она нуждается в аудиторе, имеющем лицензии на общий, банковский, страховой и инвестиционный аудит одновременно. Наличие в ФПГ предприятий из нескольких отраслей промышленности требует от аудитора соответствующего опыта работы. Если ФПГ создает свои структуры на всей территории России, значит, предпочтение будет отдано аудитору с разветвленной региональной сетью.
Мало кто из российских аудиторов достиг таких масштабов деятельности, чтобы полностью соответствовать всем этим требованиям. В то же время ни один клиент не захочет распылять конфиденциальную информацию, обращаясь к нескольким аудиторам. А потому ФПГ предпочитают аффилированные аудиторско-консалтинговые группы.
Казалось бы, все просто: надо обратиться в головной офис такой группы и запросить ее консолидированную отчетность. Однако аудиторские группы в корне отличаются от промышленных или банковских холдингов с их вполне понятной структурой собственности. Объединение аудиторов не преследует цели захвата материальных ресурсов. На первом плане борьба за долю рынка услуг, квалифицированный персонал, методологические разработки и информационные технологии. А для достижения этих целей участие в уставном капитале фирм-партнеров совсем не обязательно.
На российском рынке аудиторских услуг присутствуют аффилированные группы, основанные на двух противоположных принципах. Первый - создание группы путем отделения части бизнеса от материнской компании и позиционирования его в регионе или в специфическом секторе рынка. Второй - образование группы несколькими независимыми фирмами на паритетных началах, обычно даже без участия центральной компании в уставном капитале партнеров.
Еще несколько лет назад первый принцип казался единственно возможным. Он давал группе целый ряд преимуществ. Можно было разделиться таким образом, что дочерние компании в силу своего небольшого размера получали статус малого предприятия и пользовались рядом налоговых льгот. Кроме того, согласно Временным правилам аудиторской деятельности компания не имеет права проводить аудит на том предприятии, на котором она осуществляла восстановление бухгалтерского учета. Поэтому, чтобы сохранить за собой клиента, резонно разделить эти мероприятия между двумя дочерними фирмами. Выделение наиболее жестко контролируемого банковского аудита в отдельный бизнес тоже полезно - на случай возникновения проблем с банковской лицензией.
Однако принцип создания дочерних компаний с участием в их капитале оказался неэффективным для продвижения компаний на региональные рынки. По словам аудиторов, войти в регион с филиалом или дочерней компанией сложно. Необходимо действовать совместно с уже существующими региональными компаниями и получить весь пласт их клиентов - причем не только для тех работ, которые регионалы уже делают, но и для тех, которые будет делать исключительно Москва. Это управленческий консалтинг, арбитраж, международное налоговое планирование, информационные технологии. Региональные компании также заинтересованы в партнерстве. Объединение дает значительную экономию, например, на разработке внутрифирменных стандартов и методологии, контроле качества аудита - все это делается централизованно.
Но и в первом и во втором случае нет смысла сопоставлять отдельные фирмы. Реальные игроки на рынке - это аудиторско-консалтинговые группы, мощь которых определяется не параметрами головной компании (ее может и вовсе не быть), а совокупным объемом услуг, оказанных всеми членами группы. В свою очередь, объем услуг лучше всего характеризуется совокупной выручкой.
Такой критерий удобен как для крупных клиентов, так и для самих аудиторов. Первые могут определить мощь своих потенциальных партнеров. Вторые - показать реальные масштабы своей деятельности. Так, например, впервые в списке крупнейших аудиторов России участвует группа российских компаний, объединенная товарным знаком Price Waterhouse. Эта группа на территории России не имеет структуры вертикального холдинга с четко обозначенной материнской компанией. Показывать же выручку какой-то одной из компаний, значит, добровольно занижать свою долю на рынке и дискредитировать себя в глазах клиента.
Расклад на рынке
"Большая шестерка" держит более половины рынка. Первое место в списке крупнейших (см. таблицу 1) занимает группа компаний Price Waterhourse. Совокупный объем выручки по группе за 1997 год составляет 438 млрд рублей (неденоминированных). Подчеркнем: это только те деньги, которые были заработаны на территории России. Следующий за Price Waterhourse в списке "Юникон" имеет годовую выручку около 94 млрд рублей - примерно в 4,6 раза меньше. Однако столь большой разрыв вполне закономерен. В мировой табели о рангах фирмы "большой шестерки" отделены от всех остальных таким же рубежом: Price Waterhourse, шестая в списке крупнейших в мире компаний, примерно в четыре раза превосходит по выручке следующую за ней BDO Binder. Аналогичная ситуация имеет место и среди чисто российских компаний. Тот же "Юникон" примерно вдвое превосходит своего ближайшего конкурента.
Доля Price Waterhourse на рынке крупнейших аудиторских фирм, вошедших в наш список, составляет более 38%. Коренным российским фирмам принадлежат оставшиеся 62%. Однако на самом деле доля российских фирм меньше. Дело в том, что в рейтинг не вошли другие фирмы "большой шестерки", - они решили не давать информацию о своей деятельности в России. Как считают многие эксперты, причина в том, что они не хотят официально признать доминирующее положение Price Waterhourse среди фирм "большой шестерки" на российском рынке.
Однако настораживает не столько текущий расклад сил, сколько его динамика. По сравнению с 1996 годом рынок аудиторских услуг ста крупнейших компаний расширился на 52,3% (см. график 1). При этом доля Price Waterhourse выросла на 8%. Большинство же чисто российских компаний, вошедших в десятку крупнейших (см. график 2), сократили свое присутствие на рынке. Единственное исключение "Гориславцев и Ко". Доля этой группы значительно выросла благодаря двукратному росту совокупной выручки.
Эффективность работы российских аудиторов соответствует мировому уровню. Если по показателю совокупной выручки и доле на рынке Price Waterhourse и остальные российские фирмы разделяет гигантская дистанция, то по эффективности работы одного специалиста в штате разница уже не столь велика. У Price Waterhourse выручка на специалиста составляет 537,4 млн рублей в год, а у следующей за ней компании "Внешаудит" - 494,8 млн рублей (таблица 2). Это прекрасный результат, ведь наши компании находятся в явно неравном положении по сравнению с фирмами "большой шестерки". В первую очередь речь идет о фактической монополии последних на составление финансовой отчетности в соответствии с международными системами бухгалтерского учета. В такой услуге российские клиенты нуждаются при выходе на международные рынки, где печать российских аудиторских фирм не котируется. Кроме того, российские аудиторы не имеют опыта в области реструктуризации крупных финансово-промышленных объединений. Так что и эта ниша занята исключительно "большой шестеркой". А там, где монополия, там и расценки соответствующие.
Конкуренция в двух направлениях: Москва-Запад и Москва-регионы. Что касается темпов роста компаний, то картина здесь весьма неоднородная (таблица 3). Высокие темпы роста показали не только те фирмы, которые в прошлом году еще никак нельзя было назвать крупными. Период бурного роста переживают все фирмы, прорывающиеся в лидеры. Интересно, что это относится и к таким заметным на рынке компаниям, как "Внешаудит" (307%), "Арни" (117,6%) и "Гориславцев и Ко" (112%). Price Waterhourse оказалась лишь на 15-м месте в списке двадцати наиболее быстрорастущих компаний, хотя темпы ее роста тоже впечатляют - 92,1%.
У десяти аудиторско-консалтинговых групп из ста крупнейших темпы роста совокупной выручки оказались отрицательными. Такое сочетание высоких темпов роста у одних компаний и отрицательных у других говорит о жесточайшей конкуренции на рынке.
Если в центре борьба за клиента идет в основном между коренными российскими фирмами и компаниями "большой шестерки", то регионы стонут от нашествия москвичей, всеми возможными способами создающими себе разветвленную сеть в провинции. Хотя и в регионах есть свои "монстры" (таблица 4). Например, компания "Новгородаудит" заработала в 1997 году 13,2 млрд рублей, увеличив свою выручку на 66,3% по сравнению с предыдущим годом. Тюменский "Порт-Аудит" вырос за год более чем в три раза. Совокупный объем его выручки составил 6,1 млрд рублей. А вот следующие за ним в списке тридцати крупнейших региональных компаний две екатеринбургские фирмы не выдержали конкуренции и снизили объемы своей годовой выручки.
Перспектива
Расстановка сил на российском рынке аудиторских услуг может измениться в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию. Напомним, что при вступлении в ВТО страна имеет право внести ограничения в режим наибольшего благоприятствования для иностранцев. Причем, если мы не внесем ограничения на нынешнем этапе, это уже не будет сделано никогда.
Пока рынок развивался без каких-либо реальных ограничений для иностранцев. С одной стороны, это хорошо. С иностранцами пришли развитые технологии, методологические разработки и стандарты. С другой стороны, в результате те же западные стандарты внутри России нарушались. Например, согласно правилам международного аудиторского бизнеса собственниками аудиторских фирм являются физические лица - сотрудники компании. В России же не связанные ничем иностранцы пошли по пути учреждения дочерних структур западных компаний. А это привело к целому ряду негативных последствий. В частности, к конфликту интересов.
Вот характерный пример. Российское предприятие намерено выйти на международный рынок и обращается за помощью к дочерней структуре западной аудиторской компании. А западный конкурент россиян - клиент материнской компании, и добросовестное выполнение российского заказа может подорвать его позиции. Аудитору придется делать выбор - в чьих интересах действовать. Чтобы вопрос всегда решался в пользу российского клиента, собственники и менеджеры аудиторской фирмы должны быть россиянами.
Необходимость "русифицировать" менеджерский состав здешних компаний "большой шестерки" поставит вопрос о привлечении сильных российских управляющих, каковые в дефиците. В этих условиях компании "большой шестерки" будут вынуждены настойчиво предлагать сильным российским аудиторским фирмам "тесное сотрудничество" с передачей своего товарного знака. И скорее всего добьются успеха, поскольку у всех компаний "большой шестерки" есть практика присоединения крупных страновых операторов.